Гиперактивные и агрессивные дети: причины и симптомы

На сегодняшний день гиперактивность обусловлена повышенной двигательной активностью, неадекватной устойчивостью внимания, что означает, что ребенок не способен сконцентрироваться и склонен к рассеянности и импульсивности.
Агрессивностью может считаться поведение, когда ребенок пытается доминировать и контролировать других, что заканчивается тем, что ребенок навязывает свои взгляды и умения другим, особенно своим одноклассникам. Мы должны помнить, что некоторые дети в норме ведут себя самоуверенно и стараются выделиться. Такой тип поведения, который присущий различным стадиям нормального развития, не имеет враждебной природы, а такие дети сильно отличаются от враждебных и агрессивных.
Причины враждебности и агрессивности
Наиболее распространенной причиной гиперактивности считается дисфункции мозжечка, которые, как полагают ученые, возникает при родовых муках и последующих родах. Из-за ярко выраженной мягкой природы этого повреждения это не имеет неврологических последствий, единственное проявление таких повреждений при родах –гиперактивность.
Эти дети не достигают ожидаемого уровня моторных и когнитивных способностей, они не могут овладеть информацией, на базе которой они должны выносить решение, и это называется «Исполнительная деятельность». Важно подчеркнуть, что этих детей нельзя относить к умственно отсталым, а только к эмоционально и когнитивно незрелым.
Родители гиперактивного ребенка утверждают, что их чадом трудно управлять, что в свою очередь отражается на той поддержке, которую они обязаны оказывать своему ребенку.
Гиперактивные дети чувствительны к физическому наказанию и имеют тенденцию быть дисциплинированными более жесткими мерами, что ведет к порочному кругу, еще более повышенной агрессии и гиперактивности.
На сегодняшний день психологи используют набор девяти признаков для того, чтобы идентифицировать наиболее типичные реакции и модели гиперактивного поведения:
- Начинает делать что-то раньше, чем получает инструкции;
- Наблюдает, как другие выполняют работу, не прилагая своего усилия и не проявляя инициативу;
- Работает слишком быстро, допуская ненужные ошибки;
- Находится в постоянном движении, откровенно любопытен и не способен находится на одном месте;
- Отвечает на вопросы, долго не обдумывая их;
- Не способен выполнять инструкции, данные всей группе;
- Не способен запомнить инструкции;
- Перескакивает с одного вида работы на другой и редко завершает начатую работу;
- Испытывает трудности в выполнении письменных заданий.
Наиболее характерные характеристики: импульсивность, повышенная двигательная активность и рассеяность внимания.
Причины же агрессии, с другой стороны, часто лежат в окружающей среде, семье и взаимоотношениях, стилях родительской заботы и методов дисциплинирования.
Существует две группы факторов, играющих роль в развитии агрессивного поведения:
- Временные события, которые могут выразиться, а затем перейти в постоянное агрессивное поведение (семейные ситуации, семейные стрессогенные факторы, ссоры и агрессивное поведение членов семьи).
- Прежний опыт, полученный в обучении, в котором ребенок осознал, что агрессивное поведение может привести к цели, так что это поведение становится поведенческой моделью для ребенка.
Как результат определенных обстоятельств и различных стилей родительского отношения к детям, природа поведенческих проблем тоже может быть разной. Мы перечислим только наиболее общие:
- Неприятие ребенка родителями, которые эмоционально пренебрежительны к ребенку и не очень заботятся о нем. Это приводит к агрессии у детей, поскольку родители не удовлетворяют основные потребности ребенка;
- Физические наказания, которые чаще всего заканчиваются агрессией. Считается, что такие дети подражают агрессору и хотят быть агрессивными к другим;
- Эмоциональное напряжение в семье, вызванное стрессом;
- В некоторых семьях дети сталкиваются с эмоциональным стрессом, который вызван их агрессивностью и терроризированием других вокруг себя ими самими. Это встречается в очень больших семьях или в стесненных условиях. Как результат, дети требуют внимания, которое трудно оказать в этих обстоятельствах;
- Из-за фрустрации и неспособности удовлетворить свои потребности и достичь цели, ребенок становится агрессивным;
- Идентификация с агрессивной группой сверстников или агрессивными взрослыми.