Аддиктивное поведение

Все мы знаем, что общество диктуем нам правила, хотим мы того или нет. Однако, всегда есть люди, которые идут против системы, они отрицают правила, идут наперекор обществу и неадекватно воспринимают реальность – аддикты. Аддиктивное поведение заключается в том, что аддикт стремиться уйти от реальности, путем изменения состояния психики. Существуют разные способы: это могут быть как различные виды деятельности, так и психоактивные вещества.
Желание уйти от реальности возникает тогда, когда эта реальность ему не нравится. Таким образом, социальное окружение так воздействует на психику аддикта, что у него возникает дискомфорт. И конечно, он хочет освободиться от него. Возникает аддиктивное поведение, то есть избегание реальности.
Появляется социальная дезадаптация и неконтролируемое желание снова повторить способ избегания от реальности.
Виды аддиктивного поведения
Существует химическое и нехимическое аддиктивное поведение.
К нехимическим аддикциям относят:
- азартные игры,
- интернет зависимость,
- сексуальная аддикция,
- чрезмерное желание тратить деньги,
- аддикция отношений, созависимость.
К химическим аддикциям относят:
- алкоголизм,
- наркомания,
- токсикомания.
Выделяют еще одну классификацию:
- пищевые аддикции (переедание и голодание).
Причины возникновения аддиктивного поведения
Данное поведение возникает из-за совокупности разных неблагоприятных факторов окружающего мира и личностных особенностей человека. Так же влияют разные жизненные ситуации, к примеру, неблагоприятная социальная среда, низкая адаптация, эмоциональная неустойчивость, стремление быть не как все и т.д.
Важно знать, что на процесс формирования аддикции большое влияние оказывает семья. Важно так же понимать, что если на первый взгляд семья благополучная, то в действительности это может быть иллюзией. За благополучием может крыться напряженное состояние отношений, воспитание, устои и правила в семье. Эти все факторы влияют на формирование личности.
Иногда аддиктивное поведение проявляется через поколения. Например, рождение детей/внуков с предрасположенностью к алкоголизму.
Семьи, где постоянные конфликты, насилие, в которых преобладают антиобщественные тенденции. Так же неполные семьи, семьи в которых есть алкоголики, наркоманы или душевно больные. Все эти тенденции создают для молодой личности условия для развития аддиктивного поведения.
Не малую роль также играют образовательные учреждения, а именно качество учебно-воспитательной работы. В ситуации обнаружения девиаций в образовательном учреждении важно следовать следующим принципам:
1 – предупреждение (профилактические занятия);
2 – системность занятий;
3 – взаимодействие (совместная работа педагогов, психолога, администрации, медицинского и социального работника).
Этапы развития аддиктивного поведения
1 – первые пробы того, что впоследствии может привести к зависимости;
2 – вырабатывается привычка, формирование «аддиктивного ритма»;
3 – явные проявления аддиктивного поведения. Аддикция становится единичным вариантом реагирования на жизненные препятствия и не признает свою зависимость.
Во время физической зависимости аддикция уже преобладает над другими аспектами жизни. Обращение к аддикции перестаёт приносить эмоциональное удовлетворение.
На последнем этапе начинается эмоциональная и физическая деградация. Если присутствует химическая зависимость, то весь организм человека перестает функционировать должным образом, что в будущем может вызвать физиологические и психические расстройства, а так же летальный исход.
Для начала борьбы с поведением аддикта нужно помнить, что у него нарушена самооценка, он отрицает свои проблемы и практически постоянно пребывает в стрессе. Необходимо помочь аддикту понять и осознать свою проблему, изменить отношение и восприятие реального окружающего мира. Нужно найти положительную замену аддикции в психологическом аспекте.
Если Вы не можете справиться со своими переживаниями или Вам сложно сориентироваться в непростой ситуации, обращайтесь к психологу нашей «Клиники, дружественной к молодежи». Мы будет рады Вам помочь!
«Клиника, дружественная к молодежи»