Понимание смерти с точки зрения развития ребенка

Смерть является одним из самых тяжелых переживаний как для детей, так и взрослых. Это событие описывают, употребляя несколько понятий: потеря, печаль, горе и скорбь. В разном возрасте дети переживают смерть в соответствии со своими эмоциональным и интеллектуальным уровнями развития.

 До 5 лет ребенок не осознает необратимость смерти из-за склонности к «магическому мышлению», свойственной к их возрасту. В этом возрасте ребенок очень пассивен и очень беспомощен перед лицом смерти, зависим от взрослого. У детей данного возраста мало возможности понять происшедшее, и они точно не способны изменить течение событий в своем воображении, как это могут делать более старшие, снижающие таким образом свой страх. Однако, непонимание в то же время является для них защитой и позволяет задавать вопросы о смерти напрямую.

Между 5-10 годами у детей постепенно развивается понятие смерти, как неизменного и необратимого явления. Поскольку мышление у них конкретное, им нужно конкретное объяснение, чтобы помочь им справиться со скорбью. В этом возрасте они не воспринимают мир только через собственный опыт и способны проявить понимание чувств других.

После 10 лет концепция «смерти» становится абстрактным понятием, и дети понимают долговременные последствия этой потери. В этом возрасте смерть может прямо или косвенно порождать ссоры с родителями или учителями. Молодые люди часто подавляют свои эмоции, избегая открытых разговоров со взрослыми, и выражают свои эмоции в поведении через конфликты с окружающими. В зависимости от возраста и эмоциональной зрелости дети стараются сами обрести контроль над потерей.

Как сказать ребенку о смерти? Это рекомендуется сделать одному из родителей или другому близкому. Надо тщательно выбрать время, а ребенку дать шанс подготовиться психологически. Сообщение должно строиться на точных и известных фактах. У ребенка могут быть разные реакции на это сообщение, и взрослые должны быть готовы к ним. Ребенку надо сказать, чтобы он(она) плакал, если ему этого хочется, физически утешить его, например, обнять.

 

Помните! Существуют наиболее типичные реакции детей на смерть:

  1. Шок и неверие («это неправда»)
  2. Протест и злость
  3. Апатия
  4. Продолжение обычной жизни

 

Также выделяют типичные реакции скорбящих детей, а именно:

  • Страх (страх и злость могут быть выражены различными способами)
  • Расстройства сна
  • Печаль и тоска
  • Поглощенность в воспоминания
  • Злость и взрывы ярости
  • Чувство вины и стыда
  • Проблемы в школе
  • Жалобы на здоровье

 

Взрослые должны помнить, скорбь - это длительный процесс как для взрослых, так и для самого ребенка. Именно на этом этапе помощь и поддержка скорбящему ребенку очень важна. Поддержка семьи позволяет скорбящему ребенку принять то, что случилось и что происходит. Если потребности ребенка принимаются и удовлетворяются, ребенку бывает легко переживать скорбь.

Скорбь усугубляется, если скрываются факты и дается ложная информация о смерти, особенно если она не была неожиданной. Она усугубляется также и тем, что ребенок не принимал участие в похоронах и других ритуалах и эмоции скрываются от ребенка.

Процесс скорби включает в себя:

  • Принятие реальности смерти и ее связь с чувствами
  • Умение и способность назвать свои чувства
  • Принятие помощи от других

Взрослым нужно постараться стать хорошим слушателем, быть терпеливым и научиться уважать реакции другого. В то же время, нельзя забывать о своих переживаниях и печалях.

Позволить ли ребенку участвовать в ритуалах? Участие помогает ребенку принять реальность смерти, снизить воображение, подкрепить процесс оплакивания. Взрослые хотят защитить детей и часто не допускают их к ритуалам. Дети, точно так же, как и взрослые, испытывают потребность ощущать состояние скорби, а не отрицать реальность.  Но их надо хорошо подготовить и объяснить им все нужно постепенно и в деталях одним из взрослых (НО не скорбящих родителей), что произойдет, и после этого им должно быть позволено проработать свои впечатления.

Рекомендуется!

  • Поощрять конкретное впечатление печали: пусть ребенок принесет цветы, письмо, игрушку, или рисунок, возможно ребенок захочет сказать последние слова умершему.
  • Поговорить о том, какое впечатление произвели похороны на ребенка, но если ребенок отказывается говорить, не следует на него давить.

 

*Исследование я в данной области предполагает, что помимо психологической поддержки ребенка, важна подготовка самого ребенка к похоронной процессии. Ребенку легче преодолеть конкретно увиденную картину, чем воображаемую.

 

Как в дальнейшем поддержать ребенка?

 

  1. Ребенку нужно сказать, что у них всегда будет кто-то, кто будем о нем заботится;
  2. Ребенок должен принимать участие в процессе хранения вещей умершего (данная процедура болезненная, но она является составляющей скорби);
  3. Задавая вопросы, ребенок показывает нам, что он(она) постепенно осознает значение смерти.

 

Помните!

 

После потери близких люди переживают 4 фазы скорби:

  1. Принятие реальности потери (ребенок должен принять, что близкий человек умер и больше не вернется);
  2. Ощущение боли и горя (приятные и теплые воспоминания об умершем уменьшают боль);
  3. Преодоление (последняя фаза в процессе скорби, при которой притупляется острота чувств и эмоциональная энергия направляется на других людей и на общество).

 

Открытая и прямая беседа, соответствующая возрасту ребенка, и понимание являются факторами заботы о ребенке. Дети обычно понимают большинство вещей без объяснения взрослых. Важно восстановить обычный ритм жизни ребенка после смерти близкого челока. 

 

Практический психолог

Махончук Анастасия Сергеевна

Клиника дружественная к молодежи


Поделиться ссылкой на эту страницу:
Оставить отзыв