Стили воспитания детей.

В каждой семье используется какой-то стиль воспитания, и стили воспитания у родителей не всегда совпадают. Часто стиль воспитания смешанный. Чередование стилей могут критически повлиять на ребенка. Лучше родителям придерживаться единого стиля воспитания, с учетом особенностей и потребностей ребенка.

Система воспитания в семье формируется в зависимости от опыта родителей, как их воспитывали в детстве, какая семья была (полная/не полная, благополучная или не очень, было ли насилие в семье и т.д.). С самого маленького возраста ребенок наблюдает за родителями, как они взаимодействуют, кто и как наказывает или закрывает глаза на все «шкоды». Кто из родителей «хороший», а кто «плохой полицейский». Так же дети замечают, как другие родители взаимодействуют со своими детьми. Множество факторов в течение жизни оставляют отпечаток и в дальнейшем влияют на формирование стиля воспитания в будущем, для своих детей.

У каждого человека есть свой неповторимый опыт, через призму которого формируется взгляд на жизнь. В том числе формируются определенные образы: какая должна быть семья, как воспитывать детей, какими должны быть родители и многое другое.

Выделяют наиболее распространенные стили воспитания:  демократический (сотрудничество), авторитарный (диктатура),  попустительский (невмешательство). Так же рассмотрим понятие гиперопека.

Сотрудничество или демократический стиль акцентирован на ребенка и его место в семье. Родители воспитывают самостоятельную личность. Этот стиль характеризуется взаимоприятием и взаимоориентацией. Родители понимают цели и мотивы ребенка, адекватно оценивают его потенциал и результаты. Ребенок развивается разносторонне.

Дети, воспитанные в данном стиле, отличаются целеустремленностью, они самостоятельно принимают решения, учатся ответственности, проявлять инициативу,  дружелюбию и могут выстраивать близкие отношения. Имеют свою точку зрения, готовы на компромисс.

 

Авторитарный стиль или диктатура. Родители ждут и требуют от ребенка максимально высоких достижений и желательно во всем. Если достижений нет, есть неудачи, то следует наказание. Постоянный жесткий контроль со стороны родителей, вторжение в личное пространство, нарушая личные границы ребенка. Все решается без учета потребностей и желаний ребенка, родители «ВСЕГДА знают, что ЛУЧШЕ для их ребенка!». Могут оказывать психологическое и физическое насилие. Права голоса ребенок не имеет. Решение конфликтов с помощью метода «кнут и пряник», угрозы и запреты, компромисс не возможен. Конечно, в таких взаимоотношениях нет доверия, можно только наблюдать дистанцию, отчужденность и демонстрацию родителей своей авторитарности.

Практически всегда, когда ребенок достигает подросткового возраста, то родители утрачивают свой авторитет. Дети становятся агрессивными, как бы мстят.

Последствием такого воспитания - слабая личность, ребенок не чувствует своей значимости,  не самостоятельный, не может распознавать и чувствовать свои желания, потребности, он не знает, чего хочет.

И другой вариант, это когда вырастает агрессивная, деспотичная, грубая, циничная личность с агрессией к родителям и обидой на весь мир. С хамским отношением  к окружающим. Конфликтная личность, которая решает вопросы агрессивно с применением силы.

Для налаживания отношений с ребенком необходимо учитывать его чувства и желания. Попробуйте стать на позицию ребенка, как бы вы себя чувствовали в данной ситуации. Старайтесь разговаривать с ним, ищите точки соприкосновения, компромисс. Не нужно разговаривать в повелительном тоне, особенно с подростком, это только обострит ситуацию. Старайтесь говорить в доверительном тоне, говорите про свои переживания, чувства. Выговоры должны быть ясными, известными и неизбежными, обсуждаться заранее с ребенком. Родителям нужно сотрудничать в моменты воспитания ребенка. Все замечания должны быть аргументированы и  относиться к действиям и поступкам, а не к личности ребенка. Например, не нужно говорить, ты такой-то, такой-то. Лучше сказать, что вам было неприятно, когда выяснили, что он поступил(а) так-то. Перед тем как войти в комнату ребенка, постучите, если его нет, не нужно вторгаться в его пространство. Дайте право выбора, ему необходимо учиться и конечно, он будет совершать ошибки, он должен понять, что каждое действие имеет последствия, и не всегда они радостные. Старайтесь не наказывать физически и морально. Будьте терпимее к недостаткам, все мы разные и у всех есть свои особенности. Говорите ребенку о его достоинствах, что вы рады его достижениям, пусть даже они совсем маленькие.

 

Попустительский или индифферентный стиль (невмешательство). Родители дают свободу, дети делают все что хотят. Они чувствуют свободу и самостоятельность, потому, что нет ограничений. Родители не принимают какого – либо участия в воспитании ребенка. Со стороны это смотрится как равнодушие, безразличие к проблемам ребенка. Отношения родитель – ребенок дистанционные, доверие отсутствует, есть отдаленность между ребенком и родителем.

В  следствие такого воспитания может вырасти личность «без тормозов», которая не знает запретов и не признает их. Считает, что всё дозволено и может воровать, обманывать, ведь наказания не будет.  Хамское отношение к окружающим, распущенность, безответственность,  личность которая не может держать слово.

Так же, может быть другой вариант, когда ребенок чувствует свободу, самостоятельность – безучастен по отношению к близким. Нет привязанности и неспособность к близким отношениям. Поэтому нет желания помогать, поддерживать и заботиться о ком – то.  Скудное проявления теплых чувств.

Необходимо изменить стиль общения с ребенком. Необходимо выстроить доверительные и уважительные взаимоотношения. Оговорить и ввести запреты, оговорить обязанности ребенка. Родители должны включиться в жизнь своего ребенка, говорить о его важности, интересоваться как у него дела, спрашивать мнение, чего он хочет.

Гиперопека (гиперпротекция) - от греч. hyper - сверх + лат. protecto - охранять, защищать, покровительствовать.

Родители стремятся защитить от любых трудностей, удовлетворяют все желания. Стараются сохранить силы ребенка, чтобы он не перенапрягся и поэтому делают все за него. Из - за этого у ребенка нет свободы для развития. Через время ребенок привыкает, и он уже не знает, чего он хочет. Любая трудность — это стресс, с которым ему трудно справиться. Ребенок не может адекватно оценивать трудности, потому что всегда всё за него делали родители, у него нет опыта решения проблем самостоятельно. Таким образом, формируется выученная беспомощность, когда ребенок всегда ждет помощи, он не самостоятелен, он не может и не умеет мобилизировать свою энергию, для преодоления преград, т.е. это условно - рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Когда наступает возрастной кризис (подростковый период) задача ребенка - отделиться от родителей, однако это практически невозможно (в данном случае) и проходит очень болезненно. Как правило, такие дети уходят в протест. Это может проявляться как холодная вежливость или как активное (агрессивное) выстраивание своих границ.

В следствие такого воспитания может сформироваться зависимая личность, которая безынициативна, беспомощна, не может справиться с трудностями. Зависима от мнения окружающих, особенно от родителей, не может самостоятельно принимать решения. Испытывает трудности в общении с сверстниками и другими людьми.

Так же может сформироваться деспотичная личность - требовательная, эгоистичная, избалованная, нетерпеливая к желаниям других (особенно близких). Личность, которая манипулирует окружающими, капризничает. Так же, наблюдается высокомерное отношение, надменность и своенравность.

Необходимо меньше опекать ребенка (дозируйте), однако оставить контроль. Примите ребенка с его особенностями и недостатками. Помогайте, подсказывайте, и дайте возможность решать проблемы самостоятельно. Дозируйте свободу, наказания и похвалу. Дайте ребенку свободу выбора, пусть больше общается с друзьями и заводит новые знакомства. Пусть становится самостоятельным, ошибается и учится нести ответственность за действия.

Помните, что ваши дети, когда – нибудь станут тоже родителями и когда возникнут вопросы о воспитании, они обратятся к своему опыту, вспомнят свое детство. Поэтому, сейчас Вы показываете пример, как можно воспитывать ребенка и уже сейчас они этому учатся, смотря на Вас.

Не забывайте, для ребенка самое важное - Ваша любовь, принятие и уважение его как личности, со всеми своими особенностями.

 

Анастасия Киреенкова,

практический психолог,

«Клиника, дружественная к молодежи»

 


Поделиться ссылкой на эту страницу:
Оставить отзыв