Гиперактивные и агрессивные дети: причины и симптомы

На сегодняшний день гиперактивность обусловлена повышенной двигательной активностью, неадекватной устойчивостью внимания, что означает, что ребенок не способен сконцентрироваться и склонен к рассеянности и импульсивности.

Агрессивностью может считаться поведение, когда ребенок пытается доминировать и контролировать других, что заканчивается тем, что ребенок навязывает свои взгляды и умения другим, особенно своим одноклассникам. Мы должны помнить, что некоторые дети в норме ведут себя самоуверенно и стараются выделиться. Такой тип поведения, который присущий различным стадиям нормального развития, не имеет враждебной природы, а такие дети сильно отличаются от враждебных и агрессивных.

Причины враждебности и агрессивности

Наиболее распространенной причиной гиперактивности считается дисфункции мозжечка, которые, как полагают ученые, возникает при родовых муках и последующих родах. Из-за ярко выраженной мягкой природы этого повреждения это не имеет неврологических последствий, единственное проявление таких повреждений при родах –гиперактивность.

Эти дети не достигают ожидаемого уровня моторных и когнитивных способностей, они не могут овладеть информацией, на базе которой они должны выносить решение, и это называется «Исполнительная деятельность». Важно подчеркнуть, что этих детей нельзя относить к умственно отсталым, а только к эмоционально и когнитивно незрелым.

Родители гиперактивного ребенка утверждают, что их чадом трудно управлять, что в свою очередь отражается на той поддержке, которую они обязаны оказывать своему ребенку.

Гиперактивные дети чувствительны к физическому наказанию и имеют тенденцию быть дисциплинированными более жесткими мерами, что ведет к порочному кругу, еще более повышенной агрессии и гиперактивности.

На сегодняшний день психологи используют набор девяти признаков для того, чтобы идентифицировать наиболее типичные реакции и модели гиперактивного поведения:

  1. Начинает делать что-то раньше, чем получает инструкции;
  2. Наблюдает, как другие выполняют работу, не прилагая своего усилия и не проявляя инициативу;
  3. Работает слишком быстро, допуская ненужные ошибки;
  4. Находится в постоянном движении, откровенно любопытен и не способен находится на одном месте;
  5. Отвечает на вопросы, долго не обдумывая их;
  6. Не способен выполнять инструкции, данные всей группе;
  7. Не способен запомнить инструкции;
  8. Перескакивает с одного вида работы на другой и редко завершает начатую работу;
  9. Испытывает трудности в выполнении письменных заданий.

Наиболее характерные характеристики: импульсивность, повышенная двигательная активность и рассеяность внимания.

Причины же агрессии, с другой стороны, часто лежат в окружающей среде, семье и взаимоотношениях, стилях родительской заботы и методов дисциплинирования.

Существует две группы факторов, играющих роль в развитии агрессивного поведения:

  1. Временные события, которые могут выразиться, а затем перейти в постоянное агрессивное поведение (семейные ситуации, семейные стрессогенные факторы, ссоры и агрессивное поведение членов семьи).
  2. Прежний опыт, полученный в обучении, в котором ребенок осознал, что агрессивное поведение может привести к цели, так что это поведение становится поведенческой моделью для ребенка.

Как результат определенных обстоятельств и различных стилей родительского отношения к детям, природа поведенческих проблем тоже может быть разной. Мы перечислим только наиболее общие:

  1. Неприятие ребенка родителями, которые эмоционально пренебрежительны к ребенку и не очень заботятся о нем. Это приводит к агрессии у детей, поскольку родители не удовлетворяют основные потребности ребенка;
  2. Физические наказания, которые чаще всего заканчиваются агрессией. Считается, что такие дети подражают агрессору и хотят быть агрессивными к другим;
  3. Эмоциональное напряжение в семье, вызванное стрессом;
  4. В некоторых семьях дети сталкиваются с эмоциональным стрессом, который вызван их агрессивностью и терроризированием других вокруг себя ими самими. Это встречается в очень больших семьях или в стесненных условиях. Как результат, дети требуют внимания, которое трудно оказать в этих обстоятельствах;
  5. Из-за фрустрации и неспособности удовлетворить свои потребности и достичь цели, ребенок становится агрессивным;
  6. Идентификация с агрессивной группой сверстников или агрессивными взрослыми.
Махончук Анастасия Сергеевна
семейный и детский психолог

Поделиться ссылкой на эту страницу:
Оставить отзыв