Асфиктические игры детей

Как следует из обзоров причин заболеваемости и смертности в США (1,2) за период с 1997 по 2007 г.г. асфиктические игры или игры с удушением стали причиной гибели не менее 82 детей в возрасте от 6 до 19 лет. Так как не существует официальной медицинской статистики, авторы обзора ориентировались на сообщения массовых средств информации, которые последние годы все чаще сообщают о жертвах необычного увлечения. Также очень трудно оценить число детей, пострадавших в результате «игр», у которых развились последствия энцефалопатии, когда асфиксия была длительной. Просмотр сообщений в Интернете свидетельствует, что блоги Украины и России изобилуют самой разнообразной информацией об асфиктических играх детей и подростках. В Украине их жертвами стали в 2013 году 12 детей. Показательна судьба двух подростков  13 лет – близких приятелей, считавших себя «авторитетами» асфиктических экспериментов и которые последовательно ушли из жизни по этой причине с интервалом в 3 месяца. Настоящее сообщение имеет целью информировать  врачей разных специальностей  о проблеме эскалации интереса детей к асфиктическим играм и о том риске, который такое поведение, скрытое от взрослых, имеет  для здоровья и жизни.                                                                                                      .

Первое официальное сообщение об асфиктических играх детей появилось в медицинской литературе в 2000 г (2), хотя история их существования насчитывает многие десятилетия. Сначала они были уделом молодых людей, отбывающих тюремное заключение, а также детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Со временем они становятся достоянием обычных школьников. До 60-70 г.г. двадцатого века техника асфиктических игр была более щадящей, чем в настоящее время и заключалась в сознательной гипервентиляции легких участником «игры» с последующим сильным сдавливанием его грудной клетки или живота «ассистентом». Последний также должен был удерживать жертву от падения после потери ею сознания. В настоящее время техника усовершенствована манипулированием на сосудах шеи, с применением или без применения сдавливающих лигатур, и выполняется коллективно или, что несравненно опаснее, индивидуально наедине. Подобные сведения подробно освещены в рекламе на молодежных сайтах и индивидуальных блогах «любителей» и сопровождаются нередко восторженными отзывами участников и видеоклипами. Хочется верить, что настоящая статья послужит не учебным пособием для «игр», а  средством профилактики этого опасного типа поведения детей.                         

В данной  публикации использованы термины «асфиктические игры» или «игры с удушением», которые, на наш взгляд, отражают патогенетическую сущность феномена. В англоязычной литературе используется термины «choking game» и     «strangulation activities» (3,4).  В молодежной среде чаще всего можно встретить названия «Собачий кайф», реже «Космический ковбой», «Параллельные миры» и пр. По мнению экспертов (2) суть проблемы более корректно отражает термин «поведение», чем термин «игры».

Асфиктические игры детей и подростков соответствуют состоянию мозговой гипоксии, которую вызывают самостоятельно либо при участии помощника для вызывания состояния эйфории. Во многих технических версиях присутствует предварительно элемент глубокого учащенного дыхания. Критическим моментом «игры» является мгновение потери сознания, когда необходимо остановить действия. Промедление ведет к смерти, что весьма вероятно, если странгуляция производится в одиночку. Чрезвычайно опасной разновидностью асфиктической игры у старших подростков-юношей  являются аутоэротическая асфиксия,  как сочетание само удавления и эротической стимуляции (5,6). Лица, погибшие при таких обстоятельствах, чаще всего расцениваются, как совершившие самоубийство, а не жертвы смертельной травмы по неосторожности, ибо родственники, первыми обнаруживающие погибшего, чаще всего скрывают детали происшествия.   

Какие же причины способствуют формированию у детей и подростков подобных форм поведения? Легче всего усмотреть причины  в социальных кризисах и кризисах  семейных отношений. Гиперсоциализация ребенка в семье или противоположное состояние психологического непринятия родителями побуждает ребенка к поискам рискованных ситуаций. Корни явления, наверное, нужно искать также и в самой природе сложного взросления человека. Действительно, во время подросткового периода мысли ребенка сосредоточены на настоящем времени и на членах своей подростковой группы. Стремление к независимости сочетается с выраженной потребностью подтвердить свою идентичность  со сверстниками, которая не ограничивается только внешностью и физическими особенностями, а, в первую очередь, стилем поведения. Для подтверждения своей идентичности со сверстниками подросток входит в группу других подростков, в том числе и виртуальных в Интернете, переносит свое времяпровождение и интересы за пределы родительского дома, мира взрослых. Явное или кажущееся вмешательство взрослых лиц в мир подростков воспринимается негативно и встречает их сопротивление. Запретительная информация воспринимается с сомнением. Таким образом и формируется поведение высокого риска аутоагрессии, которое почти не зависит от экономических, этнических и даже образовательных условий, что подтверждается примером практически всех стран мира (7). Дети младшего школьного возраста вовлекаются в асфиктические игры более старшими детьми.

T.A.Andrew и K.K.Fallon (8) выделяют также две специфические группы подростков, предрасположенных к асфиктическим играм. Первая – подростки, занимающиеся атлетическим упражнениями и обычно избегающие употребления алкоголя или психотропных веществ, как вредных для здоровья. Они ошибочно считают игры безобидными, так как они не связаны с употреблением вредных веществ. Подростки второй группы испытывают влечение к алкоголю и наркотикам, но ограничены в их применении. Асфиктические эпизоды они используют для преодоления тревожных и депрессивных состояний.

В чем состоит патофизиологическая сущность игры с удушением? По известным причинам их экспериментальное изучение было очень ограниченным. Имеется только одно доступное сообщение об исследовании асфиктических состояний на добровольцах, которое прошло очень ответственную этическую экспертизу (9). Можно полагать, что учащенное и глубокое дыхание, по-видимому, активирует вагальную систему регуляции  со свойственными эффектами сердечно-сосудистой нестабильности. Кратковременная остановка мозгового кровотока за счет механизмов т.н. застойной асфиксии, когда нарушенный  венозный возврат вызывает ваговазальный коллапс и глубокий обморок (9,10). В момент, когда манипуляции прекращаются, внезапный прилив оксигенированной крови к мозгу сопровождается яркими галлюцинациями и эйфорией. Добровольцы описывали ауру, сужение пространства, кратковременные галлюцинации. Возвращение сознания у многих сопровождалось «идиотской улыбкой». При промедлении на 10-20 секунд ожидается развитие транзиторной энцефалопатии. Пребывание в коме более 3 минуты часто ведет к необратимым повреждениям головного мозга и смерти из-за асистолии и мозговой аноксии.

Мировой медицинский опыт располагает информацией о последствиях и осложнениях асфиктических игр.

У многих  детей, приобщившихся к асфиктическим играм, развивается состояние, схожее с психологической  зависимостью, когда ребенок может повторять многократно (до 17 раз!) в течение для состояния асфиксии (11). Даже кратковременные, но повторяющиеся эпизоды гипоксии у детей, могут формировать необычные высказывания и суждения, необычную сонливость, притупление болевой чувствительности, тревожность, дезориентацию и головные боли. Часто обнаруживаются анорексия, тошнота, рвота. тахипноэ, тахикардия и артериальная гипертензия. Повторяющиеся обмороки и судорожные припадки могут быть связаны с травмой головы при падении. Нередки необычные рассеченные раны лица над надбровными дугами, подбородком, механизм возникновения которых дети описывают неубедительно. Описана частичная утрата зрения в связи с геморрагической ретинопатией, обусловленной внезапным повышением внутригрудного давления, кстати, чрезвычайно редкой у детей при других патологических состояниях (12).

Распространенность. Как было указано выше, статистические оценки крайне затруднительны. В исследовании, проведенном в 2007 г. в штате Огайо, США,  при опросе детей и подростков 11% из них в возрасте от 12 до 18 лет и 19%  в возрасте 17-18 лет признались, что имели опыт асфиктических игр. Опросы 2504 школьников и студентов высших учебных заведений,  проведенные в Техасе и Онтарио в 2009 г. (13) показали,  что 68% детей были информированы, 45% были знакомы с участником (участниками) и 6,6% когда-либо лично пробовали действие удушения.  

Выявление приверженности ребенка к  асфиктическим играм может быть облегчено тем, что ребенок употребляет жаргонные названия подобных занятий в разговорах, в переписке и т.д. Не должны остаться незамеченными красные следы или экхимозы на шее, которые подростки могут скрывать высоким воротником свитера, одетого не по сезону. Необычная бледность лица с темными кругами вокруг глаз, а главное петехии, которые концентрируются на веках, дополняют внешний вид ребенка, который языком подростков «прочно подсел» на этот вид опасных забав (14). Обеспокоенность родителей должны вызвать поиск уединения и необычное поведение ребенка после пребывания наедине с собой, необычная гостеприимность в отношении новых приятелей, появление в доме необычных ранее вещей, как то собачьих ошейников, эластичного бинта и пр. Веревки, шарфы, ремни, возможно завязанные узлами, разбросанные в спальне или висящие на дверных ручках, следы завязывания одежды в изголовье кровати или на перекладинах платяного шкафа, также представляют тревожные признаки. Когда подозрение об участии ребенка в играх с удушением обосновано, диагноз может быть подтвержден сбором анамнеза. В отличие от родителей, которые в 93% случаев совершенно не информированы, братья, сестры и друзья могут быть источником важных сведений о ребенке и его увлечениях. После этого вмешательство взрослых и, возможно, медицинская помощь становятся необходимыми (4,8).

Пути профилактики в настоящее время интенсивно изучаются. Вероятнее всего широкая информированность взрослых способна ограничить поведение высокого риска у детей. При проведении разъяснительной работы у детей чрезвычайно ответственно нужно подходить к выбору формы подачи информации, ибо непрофессиональные попытки только привлекают внимание подростков. Таким негативным примером может служить фильм И.Твердовского «Собачий кайф» (Россия), эпатировавший кинофестиваль «Кинотавр-2013». Его сюжет сводится к демонстрации бесцельно бродящего подростка по городским лабиринтам в поисках бесплатных забав. Так как непонятно отношение взрослых создателей фильма к его герою, детям открываются перспективы копировать столь доступный тип поведения. Значительную пользу может принести воспитательная работа с младшими школьниками, которую проведут информированные родители и телеинтервью с демонстрацией жертв «игр», выживших после реанимации, а также родителей погибших детей, эффективные в подростковой среде. Определенную пользу может принести видеонаблюдение в школах, так как дети приобщаются к асфиктическим играм на переменах, перед занятиями физкультурой и пр. (15). Выявление отрицательного лидера останавливает других детей. Необходимость проведения видеонаблюдения и анализа полученного материала определяется конкретными школьными комитетами родителей. Такой   ригорический подход к воспитанию с пресечением поведения высокого риска этически обоснован традиционной ролью и ответственностью взрослых за воспитание, сохранение здоровья и самой жизни детей. Кроме того, все дети должны быть информированы, что участие в играх может причинить травму и даже смерть другому лицу по неосторожности, что тем не менее создает прецедент уголовной ответственности и оставляет след на всю последующую жизнь.

Таким образом, можно утверждать, что в начале 21 века человечество переживает пандемию опасных игр детей с удушением. Периодически затухая и возобновляясь подобные игры становятся более изощренными и опасными. Пока не ясны перспективы развития этого явления. Для борьбы с ним требуется шире информировать широкую общественность, в том числе и медицинских работников, работающих с детьми.

Литература

  1. WISQARS leading causes of death reports, 1999-2005. Available at: webappa.cdc.gov/sasweb/ncipc/leadcaus10.html (Accessed on March 20, 2008).
  2. Unintentional strangulation deaths from the "choking game" among youths aged 6-19 years--United States, 1995-2007. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2008; 15; 57(6):141-144.
  3. Ulrich, NJ, Goodkin, HP, Middleman, AB, Vinci, RJ, et al., The shoking  game and other strangulation activities in children and adolescents. (Accessed online on June 16,  2009).
  4. Katz, KA, Toblin, RL. Language matters: unintentional strangulation, strangulation activity, and the "choking game". Arch Pediatr Adolesc Med 2009; 163:93-101.
  5. CDC Features. The Choking Game: Risky Youth Behavior. Available at: cdc.gov/Features/ChokingGame (Accessed on March 19, 2008).
  6. Kirksey, KM, Holt-Ashley, M, Williamson, KL, Garza, RO. Autoerotic asphyxia in adolescents. J Emerg Nurs 1995; 21 (1):81-83.
  7. Games Adolescents Shouldn't Play (GASP). Available at: www.stop-the-choking-game.com (Accessed on March 18, 2008).
  8. Andrew, TA, Fallon, KK. Asphyxial games in children and adolescents. Am J Forensic Med Pathol 2007; 28 (4):303 -307.
  9. McPhee, SJ, Ganong, WF. Respiratory adjustments in health and disease. In: Pathophysiology of Disease: An Introduction to Clinical Medicine, 5th ed. Appleton and Lange. Accessed online on March 24, 2008.
  10. Brenner, RP. Electroencephalography in syncope. J Clin Neurophysiol 1997; 14 (3):197-209.
  11. Hoff, BH. Multiple organ failure after near-hanging. A case report. Crit Care Med 1978; 6 (2):366-369.
  12. Ho, LY, Abdelghani, WM. Valsalva retinopathy associated with the choking game. Semin Ophthalmol 2007; 22 (2):63 -65.
  13. Macnab, AJ, Deevska, M, Gagnon, F, et al. Asphyxial games or "the choking game": a potentially fatal risk behaviour. Inj Prev 2009; 15(1):45-49.
  14. Shlamovitz, GZ, Assia, A, Ben-Sira, L, Rachmel, A. "Suffocation roulette": a case of recurrent syncope in an adolescent boy. Ann Emerg Med 2003; 41 (2):223-226.                                                                                                          
  15. Le, D, Macnab, AJ. Self strangulation by hanging from cloth towel dispensers in Canadian schools. Inj Prev 2001; 7 (3):231-233.

 

Иванько Олег Григорьевич,
д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ЗГМУ


Поделиться ссылкой на эту страницу:
Оставить отзыв