Освоение речи

В первый месяц жизни ребёнка родители слышат плач и кряхтение, которые являются безусловными рефлексами, для обозначения дискомфорта (мокрые пелёнки, холод, жара и др.), боли (колики, боль в ухе при воспалении и др.), голода. Начиная же со второго месяца жизни, малыши пытаются произносить первые звуки, они чаще согласные. Таким способом ребёнок пытается овладеть навыком речи, он начинает понимать, что сам может издавать звуки и пытается научиться контролировать данный процесс. Начиная с 4 месяца, кроха пытается произносить согласные звуки, они даются гораздо сложнее, овладев этим навыком, ребёнок уже произносит слоги – это и называют «детский лепет». Первые слова родители могут услышать к годовалому возрасту. Следует отметить, что зачастую девочки опережают мальчиков примерно на 3 месяца.

Факторы, влияющие на развитие речи малышей

  1. Физическое развитие. Родителям нужно тщательно следить за здоровьем ребёнка, своевременным посещением педиатра и, при необходимости, других специалистов. Своевременно выявлять проблемы и лечить малыша. Так же важную роль играет здоровое и полноценное питание (исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев или, в случае невозможности, подбор адекватной смеси; своевременное введение прикормов).
  2. Работа нервной системы. Благоприятно влияют на эту сферу массажи, гимнастика, положительная и спокойная психо-эмоциональная обстановка в семье. В случае проблем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога.
  3. Речь в семье.  Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль (если ребёнок не имеет проблем по первым двум пунктам). Чем чаще ребёнок слышит речь вокруг, чем чаще общаются с ним, тем быстрее кроха заговорит. Ведь все мы знаем, что дети – это маленькие «повторюшки», они всегда пытаются подражать взрослым.

Как общаться с крохой?

  1. С первых месяцев жизни слушайте музыку с ребёнком, пойте или ласково говорите во время купания, смены памперса и др. гигиенических процедур.
  2. Когда малыш начинает произносить звуки, повторяйте за ним и вносите новые звуки, он будет тоже повторять и осваивать новое.
  3. После 4 месяца активно используйте звуковые игрушки (погремушки, яркие игрушки, издающие негромкие и не очень резкие звуки и пр.)
  4. Лёгкий массаж. Все мы знаем, что на ладонях и стопах имеются рефлексогенные точки, связанные с головным мозгом, значит лёгкий массаж только на пользу.
  5. С 6 месяца старайтесь проговаривать каждое своё действие (например «мама возьмёт ложку и будет тебя кормить», «сейчас в ванной наберётся вода и будем купаться»), Обозначайте людей и предметы (папа, бабушка, тётя, кошка, дерево и т.д).
  6. И ещё один очень важный момент – не коверкайте слова, а произносите их чётко.
  7. Не пытайтесь предугадывать желания ребёнка по жестам, сделайте вид, что вам не понятно о чём просит кроха, ведь в противном случае у него не будет надобности учиться произносить слова.

Следует понимать, что ребёнок – это индивидуальность и он не может во всём быть похож на сверстников. Некоторые дети начинают говорить в год, а не которые молчат до 3-х лет. Обращаю Ваше внимание на то, что к специалисту (логопеду) нужно обратиться, если проблема сохраняется у ребёнка 3-х лет и старше. Сообщить же педиатру не помешает по достижению маленьким "молчуном" возраста 1,5 - 2-х лет.
 

Гребенюк Лариса Васильевна,
кафедра детских болезней ФПО ЗГМУ

Поделиться ссылкой на эту страницу:
Оставить отзыв